Айкидо Стивена Сигала: Настоящий Боевой Стиль!




   Когда большинство любителей боевых искусств думает об АЙКИДО, им представляется некое боевое искусство мира и гармонии. Боевое искусство, ориентированное на защиту, почти не использующее в своём арсенале удары руками и ногами. У них возникают ассоциации с религией СИНТО, каллиграфией СЁДО, обрядом очищения холодной водой МИСОГИ и прочие полу загадочные атрибуты Восточного "завёрнутого" восприятия любви и гармонии.

   Основатель АЙКИДО Великий Мастер Морихэй Уэсиба (1883-1969), известный как О-сэнсэй, посвятил свою молодость изучению самурайских боевых искусств. Он изучал японское фехтование КЭНДЗЮЦУ, использование копья СООДЗЮЦУ, борьбу СУМО и борьбу ДЗЮДЗЮЦУ. Кульминацией его учёбы была перевернувшая его восприятие боевых искусств встреча с Великим Мастером ДАЙТО-РЮ АЙКИДЗЮДЗЮЦУ Сокаку Такэда. О-сэнсэй немедленно стал учеником Такэды и в последствии одним из его основных инструкторов. ДАЙТО-РЮ АЙКИДЗЮДЗЮЦУ был очень "боевым" стилем. А сам Сокаку Такэда слыл уличным драчуном. Он участвовал в большом количестве "боёв без правил", что в те годы часто заканчивалось смертельным исходом. Такэда часто врывался в додзё других мастеров и открыто бросал им вызов. Документировано несколько случаев, когда Такэда убил во время подобных эскапад несколько незадачливых учителей боевых искусств.

   Морихэй Уэсиба прекрасно знал репутацию Такэды, но всё равно рвался изучать его стиль, который в последствии лёг в основу АЙКИДО.

   Много позже Морихэй Уэсиба стал активным членом секты ОМОТО-КЁ, а впоследствии переключился на СИНТО. Одновременно с этим О-сэнсэй начинает претворять учения СИНТО в свой стиль преподавания Боевых Искусств. В конечном итоге Морихэй Уэсиба отошёл от пути Такэды, чем вызвал сильное недовольство последнего.

   Уэсиба стал очень духовным человеком, но его жизнь оставалась полна тяжести и ему много раз предстояло пройти сквозь битвы за свои убеждения. Со временем Уэсиба стал человеком, известным своей способностью с лёгкостью победить многочисленных нападающих. В то время одним из известнейших мастеров ДЗЮ-ДО был Сютаро Нисимира, человек большого роста и огромной физической силы. Когда он впервые встретился с О-сэнсэем, то подумал, что всё это шутка и человек, стоящий перед ним, не может быть Величайшим Мастером боевых искусств. Но очень скоро Нисимира оказался на лопатках...

   Даже основатель ДЗЮ-ДО Дзигоро Кано был настолько потрясён искусством АЙКИДО, что в обязательном порядке посылал своих инструкторов стажироваться с О-сэнсэем.

   Если внимательно проследить историю АЙКИДО, становиться ясно, что О-сэнсей преподавал АЙКИДО по разному на разных стадиях своего пути. Но во всех его интерпретациях АЙКИДО оставалось УЛИЧНЫМ Боевым Искусством. Сейчас расплодилось огромное количество стилей Айки Кай Хомбу. В принципе их большое различие объясняется тем, что праоснователи этих стилей учились у О-сэнсея на разных стадиях его пути. Подчас тяжело поверить что всё это многообразие приёмов, подходов и тактик произошло от одного человека.

   Стиль Стивена Сигала постоянно подвергается критике за излишнюю жёсткость, особенно в сравнении с мягкими, подчас "застенчивыми" стилями так популярнными в США и Западной Европе. Люди проживающие в этих странах настолько "раскисли" от всеобъемлющего комфорта своего существования, как духовного, так и физического, что даже несмотря на увлечение боевыми искусствами не в состоянии принять необходимость жёсткости в любой её форме.

   Стивен Сигал посвятил всю свою жизнь изучению Боевых Исусств. Он занимался под непосредственным руководством ближайшего друга и соратника О-сэнсэя, человека обучавшего О-сэнсэя искусству СЁДО: (японской каллиграфии) - Абэ Сэйсэки-сэнсэя, но при этом постоянно использовал любой шанс потренировался абсолютно с всеми главными инструкторами О-сэнсэя. Стивен Сигал является ЕДИНСТВЕННЫМ в мире иностранцем, да ещё и белым обладателем 7-го Дана Айки Кай Хомбу.

   Первая попытка Стивена Сигала открыть Додзё в Америке произошла в марте 1983 года но уже в октябре 1983 года Додзё переехал в Лос-Анджелес. И тут же Сигал-сэнсэй вызвал своего самого талантливого и единственного ЛИЧНОГО ученика Харуо Мацуока.

   Мацуока-сэнсей начал тренироваться более 30-ти лет назад. Почему же талантливейший в Боевых Искусствах японец, находящийся у себя на родине выбрал для себя Додзё Стивена Сигала? Сам Мацуока-сэнсэй обьясняет это так: "Я побывал во многих Додзё, но Тэн Син Додзё Стивена Сигала оказался самым традиционным! Самым консервативным! Самым строгим! И САМЫМ ЖЁСТКИМ!"

   Сравнение Японских Додзё, Американских и Европейских Додзё с Додзё Стивена Сигала показывает, что стиль Стивена Сигала практичен и идеален для применения на улице. Большинство поверхностных любителей АЙКИДО не понимает, что стиль Стивена Сигала наиболее близок к стилю АЙКИКАЙ своим балансом техники с духовной гармонией.

   Харуо Мацуока-сэнсэй говорит о своём стиле: "АЙКИДО - это искусство, в котором мы используем силу противника против него же самого. Для того, чтобы физически менее развитому человеку одержать победу над более сильным соперником, мы позволяем сопернику начать атаку ударом рукой, ногой или попыткой провести захват. В нашем стиле мы делаем большую ставку на секущий сбив атакующей руки или ноги противника. Секущее движение руки сродни секущему движению меча. Вторая рука при этом подстраховывает тело от возможности второй атаки. Это наше основное элементарное защитное движение руками. Второй наиболее важный элемент это уход с линии атаки. С основной стойки Айкидо, которая называется "ХАНМИ" где передняя стопа смотрит прямо, а задняя в сторону мы держим руки в расслабленном состоянии на уровне "хара" (живота) в отличии от любителей Бокса или Каратэ. Из такой стойки мы тысячи раз нарабатываем разворотное движение "ТЭНКАН". И это движение помогает нам разворачивать наше тело прочь от линии атаки. Другая часть наших тренировок посвящена пониманию отношения количества силы в нашем теле, чтоб развить в себе умение добраться до нашего "КИ"- энергии которая преобразует нашу технику в мощное оружие против более физически развитого соперника. О-сэнсэй говорил: "Сила появляется там, где "КИ" человека сконцентрировано и стабильно; неуклюжесть и отсутствие координации возникают тогда, когда "КИ" распылено и хаотично." "КИ" надо развивать дыхательными упражнениями "КОККЮ ХО". Есть ещё много элементов в нашем стиле таких как тренировка ощущения уместности и времени для приёмов, скорость, вход "ИРИМИ", поддержка дистанции "МА-АЙ". Но главное в начале пути довести до совершенства элементарные вещи о которых я говорил. Последний элемент о котором я хочу упомянуть это "ТАКЭМУСУ АЙКИ". В этом заключается безграничная созидательность АЙКИДО. Сигал-сэнсэй сказал, что это важная концепция. Можно посвятить целую статью этой концепции. Я же этого коснусь лишь вскользь. Это означает, что если Стивен Сигал или я учу Вас какому-то приёму, то из него через свой собственный опыт и тренировки Вы можете развить десятки других. Эта концепция отличает Сигал-сэнсэя от многих других мастеров. Его собственный уникальный стиль Созидательности техники АЙКИДО."

   Стивен Сигал убедил весь мир, в том что его стиль очень полезен на улице. Стивен Сигал сказал: "АЙКИДО, это самое страшное и на мой взгляд самое смертоносное боевое искусство." Терри Семал из фирмы Уорнер Брозерз так вспоминает своё первое впечатление от демонстрации Стивена Сигала на пробах к фильму "Выше закона": "Демонстрация была похожа на фокусы волшебника. Лёгкими движениями рук Стивен Сигал разбрасывал этих парней, а они после не могли встать. Я не эксперт в боевых искусствах, но я понял, он кому угодно запросто накостыляет и он будущая звезда. Что говорить, так оно и вышло".

   После этого последовала целая цепь собирающих аншлаг фильмов. Стивен Сигал-сэнсэй стал звездой, а Харуо Мацуока-сэнсэй, Главным Инструктором Тэн Син Додзё.

   Молодой Харуо Мацуока был убеждён; фирма Уорнер Брозерз была убеждена; и все кто приходят в Тэн Син Додзё бывают убеждены в том, что АЙКИДО Стивена Сигала единственный из нескольких стилей АЙКИДО, доступных белым людям, эффективен и годен к применению на улице в ситуации где стоит вопрос о жизни и смерти.