Мега-введение в СЁ:ДО

Raivo

Administrator
Важная тема СЁ:ДО фрагментирована по всему форуму и вещи, которые вроде как на слуху оказывается так с лёту не найти. Чтоб беседы в чате бесследно не растворились и облегчить поиск заведем здесь "блокнот для встреч" и цитатник на темы связанные с каллиграфией, Сё-до, письмом пером и т.п.

Для начала беседа из чата:
2013/03/06 17:23:59Raivo -> Тэн_Син_Бугэйся: Сегодня испытал некое странное ощущение - типа как впервые на велосипеде поехал - взял карандаш и стал рисовать. Свободно, без мыслей, просто штриховки, линии - от плеча, локтя, с зафиксированным запястьем. Вдруг поимал себя на ощушении, что штрих связан с дыханием - как раз смотрел фильм, как рисует мастер и стал машинально штриховать - длинная линия, утончающаяся к концу - как выдох

2013/03/06 17:26:48Тэн_Син_Бугэйся -> Raivo: Ха! У нас сейчас Нюрочка получает мега-введение в СЁ:ДО на стероидах - и рисует каждое утро по 40 горизонтальных линий, а я стараюсь висеть над ней с угрожающей рожей, чтоб не сачковала по контролю дыхания свёртыванием кисти, как Абэ-сэнсэй учил... очень зубодробительноскучное занятие, но польза от этого дела перекрывает всё остальное

2013/03/06 17:30:52Raivo -> Тэн_Син_Бугэйся: Я левша, поэтому вся каллиграфия "против шерсти", а с вот с правой сразу все становится на места. Меня очень вдохновила новогодняя открытка, пока расшифровывал, стало ясно, что надо учить хирагана, а тут и каллиграфия

2013/03/06 17:33:29Тэн_Син_Бугэйся -> Raivo: а у дальневосточных народов калиграфия, как и КЭНДО - хват за "снаряд" и у левши и у правши там одинааквый. движения разные.... А ты полный левша? ты даже хоть чуть-чуть не амбидекстр?

2013/03/06 17:49:18Тэн_Син_Бугэйся -> Raivo: Типа самое простое и самое сложное. нарисовать просто прямую линию (мы пока к кисти даже не перешли, пока только карандашом) - а там линия рисуется строго слева направо, горизонтальная, с оченьб точным сручиванием кисти руки, которое по специфическим правилам закручивает в процессе вокруг центральной оси волоски киси с тушью, и при этом с очень строгими правилами выдоха (с изменяемой интенсивностью выдоха)... Так вот дополнительный трюк в том, что здесь не выдох контролирует особенности скручивания кисти, а скручивание кисит - регулирует особенности выдоза... блин... это конечно бы в форум скопировать, где мы про СЁ:ДО разговаривали... но... хе-хе-ех мой навык навигации по нашему же форуму пока что нуждается в полировке... хе-хе-хе

2013/03/06 17:56:44Тэн_Син_Бугэйся -> Rival: у неё СТОЛЬКО врождённых и взрощщеных в детстве и юности бед с метаболизмом и дыханием, что этот комплекс (изначально генерированный для приобретения мастерства в СЁ:ДО) мы используем как мега-маштабнейшее дисциплинирующее дызательное упражнение, заставляющее (при ЕЖЕДНЕВНОМ утреннем использовании) её организм правильнее зевать и правильнее чихать (то биш делает параметры её "издоха" (с)ТЫ... спасибище тебе за адаптированный для нас нео-термин пришедшийся столь "в кассу" то бишь правильнее делать вдох и выдох и подрегулировать некоторые фонетические звуки.... эффект был настолько заметен особенно первые недели две - когда она стала это делать! Ну реально эффективность восторженным визгом справедливо была оценена

2013/03/06 18:13:00Тэн_Син_Бугэйся -> talisman: 2013/03/06 08:53:17 фишка в том, что у меня есть это на видео в ИСПОЛНЕНИИ АБЭ_СЭНСЭЯ В МОСКВЕ в 2000 году! При чём это видео снимал Петропавел!!!!!!!!!!!!!!

2013/03/06 20:16:43 Тэн_Син_Бугэйся -> Raivo: ещё надо конечно по словам "СЁДО" (очень часто писали, забывая удлиннение звука вставлять), "ФУДЭ", "кисть", "тушь" пошерстить форумы

2013/03/06 20:20:55 Raivo : Прикольная выстраивается цепочка дыхание-каллиграфия-письмо-перо-организация-упорядочение-гармония-айкидо... В свое время фраза "занятия каллиграфией помогают избегать опасных ситуаций" оказалась для меня просто ключевой-по-жизни и еще, только по поиску наити непросто.

2013/03/06 20:25:19 Тэн_Син_Бугэйся -> Raivo: я ещё не помню где я проводил прямую связь до зависимости между особенностями скручивания кисти как при начертании горизонтальной и вертикальной линии с соотетственно горизонтальными (ДО:ГИРИ) и вертикальными (СЁМЭНГИРИ) надрезами скручивание ручки КАТАНА в КЭНДЗЮЦУ

2013/03/06 20:28:25 Тэн_Син_Бугэйся -> Raivo: а уж как те или иные КАТА Абэ-сэнсэй на существующее начертание известных стихов переводит - это вообще отдельная песня

2013/03/06 20:31:23 Тэн_Син_Бугэйся -> Raivo: 2013/03/06 11:20:55 я бы "гармонию" из этого списка грохнул... ибо концептуально она противоречит (а значит не может быть частью) некоторым звеньям этой логической цепи... например упорядочение входит в прямое противоречие, а "организация" - в косвенное (ибо Броуновское движение имеет "организацию", но не имеет порядка)

2013/03/06 20:13:05 Тэн_Син_Бугэйся -> Raivo: СУПЕР-Клёво... блин... вот её Богу - я рад и счастлив - что мне предстоит несколько часов видео и аудиозаписей с лекций Абэ-сэнсэя перелопатить, чтоб суметь по человечески, в правильный традициях bugeisha.ru - эту замечательную тему - до правильных и полезных инфо-станадартов - раздуть...

2013/03/06 21:00:37 Raivo -> Тэн_Син_Бугэйся: Вот такая тонкость - на СЁДО в поиске находит в том числе "беСЕДОвали" или "улица СЕДОва"

2013/03/06 21:03:07 Miracle -> Raivo: Привет! 2013/03/06 11:52:15 Саша: Посмотри очень правильное и справдливое определение "гармонии" Мацуокой-Сэнсэйем относительно поэму Пушкина "Полтава", это где-то у нас на форуме есть, очень полезная информация
http://www.bugeisha.ru/myforum/showthread.php?tid=418&pid=13853#pid13853
http://www.bugeisha.ru/myforum/showthread.php?tid=1112&pid=36883#pid36883
http://www.bugeisha.ru/myforum/showthread.php?tid=149&pid=3389#pid3389 (главная ссылка, нашел в поиске по слову "швед")
 
Last edited:
ну вот пока в догонку из сегодняшнего же чата:

2013/03/06 10:13:13 Raivo -> Тэн_Син_Бугэйся: Вопрос, двоеточие в СЁ:ДО - что означает?

2013/03/06 10:18:56 Тэн_Син_Бугэйся -> Raivo: 2013/03/06 10:13:13 удлиннение звука (в таких случаях в японском дополнительной буквой う обозначается)


Спасибо за тему, Райво! Очень нужная и полезная тема, заслуживающая максимального развития...
 
Last edited by a moderator:

Raivo

Administrator
Первый урок по СЁ:ДО, пишем иероглиф "1"
IMG_5612.jpg
Новые кисти обычно бывают зафиксированы для сохранности гуммиарабиком или желатином, размачивается и отмывается теплой водой, после использования также. Ворс не тянуть, иначе полезет, лучше всего полоскать в некоем объеме воды, слегка промокнуть и повесить вниз головой.
Для туши использовали небольшую (зависит от размера кисти) плошку и вторую покрупнее для полоскания. Тушь очень концентрированная, так что вскоре вода во второй плошке станет достаточно черной. Воду не нужно менять, кисть моется после работы, в процессе вода служит скорее для регуляции густоты.
Бумагу лучше нарезать подходящими листками заранее и положить так, чтоб не замаралась и не промокла. Листы очень гигроскопичные, как промокашка, так что надо иметь ввиду покрытие стола. Очень удобно было рисовать на каменном столе, протирая перед каждым новым листом.
Готовые работы лучше аккуратно откладывать в сторону, мокрые и пачкучие, чтоб просохли. Черную воду можно оставить для повторного использования.

SEDO1
SEDO2
SEDO3
SEDO4 на 33 секунде - "у тебя сейчас получилось - ты рукой сделал, как ты рисуешь..."

Беседа переходила на атеми, которое будет проиллюстрировано в другой теме.
 
Last edited:

Raivo

Administrator
Не совсем про СЁ:ДО, замечательная штука - калам (калям), популяризировали арабы, но скорее всего корни по берегам древних рек - Нила и Тигра-Евфрата, где тростник и папирус растет. У нас этого добра хоть косой коси (хех, так и делают, идет на реставрацию старинных крыш и в традиционную штукатурку, как утеплитель).



Вот и острейший ножик пошел в дело по специальности "перочинный". За десять минут нарезал сколько угодно "перьев" какой угодно формы. Папируса нету, китайскую хлопчатую бумагу растворяет и рвёт. Хорошо под рукой теперь возвратившийся чудесный американский блокнот.
Рисовать можно в любых условиях, обзавестись только пеналом (тоже арабское слово).

 

Raivo

Administrator
Таки невозможно писАть левой рукой, антикаллиграфично. Зато многие элементы встают на свои места, логично выглядят.
Вот пробы пары штрихов - нисходящие левый и правый. Правая рука вибрирует, линия дрожит.
Хотя я не уверен, что там слева именно восходящий штрих, но восходящий с доворотом он такой не получается PS таки получется, если потренироваться, логично вверх-вниз
20161018_145813.jpg
PS очень приятная бумага оказалась, "дает подумать" если можно выразиться, более пористая промокает насквозь, более плотная не реагирует на нажатие. Ну лучшая, что нашел в специальном бумажном магазине. Писано фломастером с кистеобразным наконечником.
 
Last edited:

Raivo

Administrator


"ИМА" сейчас, теперь
"... перед смертью не надышишься!" А. Смирнов о моем перетаптывании при входе в укэми

вот, нашел, Хагакурэ, 4 глава:
"Господин Кацусигэ всегда говорил, что есть четыре типа слуг: "сначала
поспешные, потом медлительные", "сначала медлительные, потом поспешные",
"всегда поспешные" и "всегда медлительные".
"Всегда поспешные" -- это те, кто, получив приказ покончить с собой,
действуют быстро и безупречно. Фукути Китидзаэмон и равные ему относятся к
этому типу.
"Сначала медлительные, потом поспешные" -- это те, кто, получив приказ
покончить с собой, не обладают должным пониманием, но быстро находят в себе
силы и завершают дело. Думаю, что такими были Накано Кадзума и подобные ему
люди.
"Сначала поспешные, потом медлительные" -- это те, кто сначала быстро
берутся за дело, но по ходу приготовлений уступают сомнениям и начинают
медлить. Таких людей очень много.
Остальных можно назвать "всегда медлительными".

PS в английском варианте, с которого перевели Котенко Р.В., Мищенко А.А. вместо "...получив приказ покончить с собой..." говорится "...when given orders, will undertake their execution quickly..." судите сами.

Перевод Нисияма Масахиро:
"449) Four types of human character
Lord Katsushige would often say, “There are four types of attendants. The best understands what he is told and behaves well right away. Fukuchi Kichi-zaemon could
be put into this category. The second best does not understand well what he is told, but
he can deal with it splendidly. Nakano Kazuma might well be in this group. The
third group will fully understand what he is told but he will take much time to set to
work. There are many people who belong to this group. The last is slow both in understanding his order well and in setting to work."
* Fukuchi Kichi-zaemon was a brave retainer, who died in 1672.
 
Last edited:

Raivo

Administrator
Начинаем продолжать тему танииновых чернил.
Традиционных дубовые чернильные орешки-галлы у нас не встречаются, но видимо годятся любые растения с высоким содержанием дубильных веществ. Происходит реакция с солями железа (хех, гвозди растворённые в уксусе по средневековым рецептам) и добавляется гуммиарабик или камедь для необходимой консистенции.20190809_203431.jpg

Дальше дело эксперимента - регулировать пропорции, концентрации и время выдержки. Чернила не должны быть слишком водянистыми, чтоб не промачивать бумагу. Слишком густые не побегут с пера. Крошки и осадки забьют авторучку.
Вот проба ореховых чернил, золотисто-зеленоватый тон, добавил кожуры - стал краснее
20190929_123609.jpg

Теперь пробуем каштановые - серо-графитный тон, забавно как поначалу прозрачная строка темнеет по мере написания
20190930_112231.jpg
 
Last edited:
Top